2010 год стал одним из самых значимых и глобальных в сфере поисковой оптимизации российского сегмента интернета. Этот год прошел под знаком начала эпохи нового мощнейшего поискового алгоритма машинного обучения Яндекса, получившего название MatrixNet. Несмотря на то, что этот алгоритм был официально запущен ещё 17 ноября 2009 года, в уходящем году все оптимизаторы рунета методом проб и ошибок пытались понять принципы ранжирования документов и применить свои наработки на практике. Яндекс не оставил оптимизаторов один на один с роботом, устроив для продвиженцев свою первую конференцию.
Среди оптимизаторов редко встречается единодушие. Так случилось и в этот раз - только ближе к концу года стало формироваться общее мнение о множестве факторов ранжирования web-документов, о том, что не стоит искать панацею от всех «болезней» и что машинное обучение работает по-разному не только в разных тематиках, но и для разных запросов и разных сайтов в пределах одной тематики. Факторы ранжирования могут накладываться друг на друга и то, что хорошо одному сайту, может «потопить» другой. Только комплексный профессиональный подход к развитию и продвижению сайтов поможет занять достойные позиции в поисковой выдаче по высококонкурентным запросам.
В уходящем году вышли на новый, более качественный уровень и сервисы автоматизированного продвижения сайтов. Четко выделились 3 лидера этой отрасли. SeoPult запустил свой блог, открыл рассылку, посвященную поисковой оптимизации, активно работает над своим брендом не только в онлайне, но и в оффлайне. Так, уже сейчас можно увидеть плакаты в московском метро, рекламирующие сервис. Активно развивались ROOKEE, не забывая и о качестве своего продукта. Не отстает и Webffector со своими мощными аналитическими кадрами. Как и Сеопульт, ВебЭффектор рекламируется в оффлайновых СМИ, в частности, в газете «Метро». Вместе с тем, не выдержали высокой конкуренции сервисы MegaIndex и Maremoto, которые, скорее всего, займут свои нишевые позиции на рынке автоматического продвижения.
SEO-конференции в 2010-м стали ещё более масштабными и частыми. География их расширилась, а качество проведения улучшилось.
Поведенческие факторы
Стоявшее прежде на двух китах успешное продвижение сайта, наконец, получило поддержку третьего. Наряду с внутренними (тексты, внутренняя структура и т.д.) и внешними (качество, количество и естественность ссылочного массива) факторами на ринг вышли и т.н. поведенческие или пользовательские факторы. Пока выявлять победителя и искать те факторы, которые несут наибольшую значимость, довольно сложно. Не стоит недооценивать ни один из важных критериев. Тем не менее на ноябрьской ашмановской конференции Александр Садовский, ещё раз сказал «нет» SEO-ссылкам. Руководитель отдела веб-поиска компании Яндекс подчеркнул, что уже сейчас ссылки занимают только 2 позиции среди двадцатки самых значимых факторов ранжирования и в дальнейшем их роль будет ещё больше уменьшаться. Но те ссылки, которые несут в себе рекомендательный характер, по которым кликают пользователи, работать будут.
Оптимизаторам и вебмастерам теперь особенно стоит работать над поведением своих посетителей на сайте, а также заботиться о представлении своего сайта в результатах выдачи. Пользовательские факторы могут влиять негативно, если, например, посетитель недолго задерживается на сайте, просматривает только одну страницу сайта или не переходит на сайт из выдачи. При этом очевидно, что остается много нерешенных вопросов. Не совсем ясно, плох ли тот факт, что пользователь уже в поисковой выдаче видит номер телефона такси и звонит по нему, не заходя на сайт.
Стоит отметить, что уже были предприняты попытки оказать услуги по накручиванию пользовательских факторов, но такие темы на профильных форумах были довольно быстро пресечены.
Блоги и социальные сети в помощь
В уходящем году и блоги, и соцсети претерпели значительные изменения. Так, очевиден факт вымирания блоговых хостингов таких как ЛиРу (liveinternet.ru) и ЖЖ (Livejournal.com) вследствие огромного количества спама, мусора и несуществующих «блоггеров», наводнивших эти ресурсы. Становится очевидно, что в блогосфере рунет идет по пути Запада, где блоги стали не личными общетематическими страницами в интернете, а эффективными маркетинговыми инструментами и средством построения собственного бренда в определенной нише, поэтому будущее именно за такими сервисами.
В мир социальных медиа рунета в 2010-м году вошел Facebook и, если раньше основную часть русскоязычных пользователей там составляли представители IT-сферы, то сейчас эта соц.сеть объединяет людей из совершенно разных социальных групп.
Стали популярными SMO-акции во ВКонтакте. Пока уровень развития в этой сфере не достиг высокого показателя и дело, как правило, ограничивается созданием и брендированием группы, а также привлечением в неё как можно больше количества людей, причем зачастую спамными технологиями. Однако для интернет-магазинов продвижение во ВКонтакте сказывается на продажах весьма положительно уже сейчас. Очевидно, что SMO в рунете только набирает ход, поэтому уже появляются сервисы оценки и мониторинга репутации в блогах и социальных медиа, такие как wobot.ru и youscan.ru
Взгляд на будущее
В конце года Яндекс начал индексировать открытые профили пользователей ВКонтакте и Facebook. Это своеобразные социальные сигналы, говорящие о скором наступлении эры персонального поиска. Теперь Яндексу с его огромной аналитической базой становится по силам сделать выдачу на основе интересов и предпочтений конкретного пользователя. А.Садовский на недавней белорусской конференции отметил, что персонализация поиска – вопрос недалекого будущего. Первой, как известно, работать с персональной выдачей начала компания Google, но этот интернет-гигант предлагал пользователям иной вариант «индивидуальной выдачи» нежели Яндекс.
Модные веяния
Интересным решением интернет-маркетинга уходящего года стали сервисы, направленные на заманивание клиентов при помощи скидок (kupibonus.ru, groupon.ru и др.). Принцип построения бизнес-модели таких сервисов заключается в том, что изначально покупателям даются огромные разовые скидки на пользование спа-салонами, клиниками, барами, кафе и т.д., а затем эти покупатели «превращаются» в постоянных клиентов и оплачивают полную стоимость услуг. Справедливо полагать, что такой подход применим не для всех и не везде.
Идем в ногу со временем
2010-й год стал годом продвижения «по трафику». Консервативное продвижение по позициям и по факту начинает трансформироваться в продвижение за действие: звонки, продажи, регистрации и т.д. В уходящем году стало проводиться больше отраслевых конференций и семинаров, что говорит о бурно развивающемся рынке поисковой оптимизации в России.
Дополнительная информация: