Компанией «Ашманов и партнеры» был опубликован отчет «Качество поиска и поисковые системы в Рунете». В документе были проанализированы аудитория и качество работы поисковых систем, работающих в России, за 2010 год и начало 2011 года.
По данным отчета, доли поискового рынка системы распределили между собой следующим образом:
- Яндекс - 64,1%;
- Google - 21,5;
- Mail.ru - 7,6%;
- Рамблер - 1,8%.
При анализе переходов на сайты с разных поисковых систем, специалисты выяснили, что аудитории Яндекс и Google значительно отличаются. Так, снижение активности переходов с Яндекса в период праздников и отпусков позволяет предположить, что основными его пользователями являются офисные работники, осуществляющие поиск нужной информации в основном в рабочее время. Аудитория Google более стабильна, что выдает в ней людей, регулярно пользующихся Интернетом.
Явное разделение аудиторий наблюдается по отдельным тематикам. Так, пользователей Яндекса интересуют Знакомства», «Развлечения», «Товары и услуги», «Программное обеспечение», а в Google чаще ищут информацию, связанную с Интернетом.
Главные события поискового рынка России в 2010- начале 2011 годов:
- общение с общественностью: Яндекс регулярно устраивал конференции, конкурсы и другие мероприятия для пользователей, Google открыл форум для вебмастеров, Mail.ru провел конференцию «Форум Технологий» и Partners Day;
- поисковые технологии: усовершенствовались системы подсказок, исправления ошибок и опечаток в запросах, поиск унифицировался, выдача стала более персонифицированной;
- картографические и геоинформационные сервисы: усовершенствование «Яндекс.Карт» и «Яндекс.Пробок», проекты «Народная карта» и «Пробки», появление русскоязычных карт мира от Google;
- системы вопросов и ответов: появление поиска по вопросам и ответам в «Яндекс.Ответах» и Google;
- поиск в реальном времени: робот Orange от Яндекс и система Google Caffeine, позволяющие новой информации мгновенно попадать в поисковую выдачу;
- работы по улучшению Интернета: борьба с popunder-рекламой, специальные условия рекламы для сайтов компаний, занимающихся благотворительностью и собственный антивирус от Яндекса, экономия энергии с помощью ускорения поиска и размещение некоммерческих объявлении посредством инструмента Grants от Google.
Специалисты «Ашманов и партнеры» разработали специальные анализаторы для исследования качества поиска отдельных систем. С их помощью удалось установить, что лидером по навигационному поиску является Яндекс, с которым спорит за первое место Google. Рамблер в этом отношении серьезно сдал в последние полгода, чего не скажешь об укрепляющем позиции Mail.ru.
Удерживает пальму первенства Яндекс также в тематическом поиске, на втором и третьем месте – Google и Рамблер. Самые лучшие подсказки пользователям демонстрирует Mail.ru, а исправляет опечатки - Bing.
Результаты исследования показали, что в выдаче Яндекса присутствует наименьшее количество поискового спама. В то же время в SERP-е крупнейшего российского поисковика и его конкурента – Google – большую долю занимают коммерческие сайты, чего не скажешь о Yahoo и Mail.ru.
Яндекс также лучше всех борется с порнографией. Пытаются угнаться за ним в данном показатели Mail.ru и Рамблер.
За последний год не утратил своих лидирующих позиций по числу проиндексированных документов Яндекс. А вот Google и Рамблер в этом плане несколько проигрывают, хотя и находятся на первых двух местах по частоте апдейтов.
Несмотря на то, что по большинству показателей Яндекс оказался впереди Google, последнему все же удалось завоевать первое место в одной из областей поиска – поиске по синонимичным и омонимичным запросам. Также Google оказался лидером по актуальности информации в выдаче и самым быстрозагружаемым поисковиком. Зато Яндекс с огромным отрывом победил сфере регионального поиска.
Специалистами компании «Ашманов и партнеры» было отмечено снижение числа оригинальной информации в российском секторе Интернета. В области определения авторства материалов активно работает только Яндекс.