Для оценки трафика, полученного в результате поискового продвижения, очень важно не ошибиться в прогнозе CTR в выдаче. На CTR оказывает влияние большое количество факторов, основные из них:
- место в выдаче,
- релевантность документа и подробность сниппета,
- объем запроса,
- процент фиктивных показов, создаваемых роботами,
- особенности спроса (сезонность, регион).
В целом, возможно будет провести оценку каждого влияющего фактора и отыскать закономерности. Более того, сделать это просто необходимо, так как лишь глубокий анализ ситуации позволит нам точно выяснить суть поставленного вопроса и ответить на него с максимальной долей уверенности.
Итак, имеет смысл исследовать зависимость CTR от позиции в выдаче и объема запроса для нескольких продвигаемых сайтов. Возьмем в качестве исследование 7 сайтов разных тематик. Для анализа были выбраны около 900 запросов, находившихся в ТОП-10 Яндекса в Московской выдаче.
Темы сайтов - металлопрокат, аудиотехника, шлагбаумы, шины и диски, фототехника, сумки, электроприборы. Сайты продвигаются по объемным спискам целевых СЧ и НЧ запросов (вида "труба из нержавеющей стали", "сумки из натуральной замши") и по высококонкурентным запросам, состоящим из одного слова (например "медиаплееры" и т.д.). В выборке оказалось достаточно немало витальных запросов (наименования компании, URL ресурса), которые для чистоты эксперимента были удалены и не принимали участие в приведенном анализе, чтобы не нарушить «чистоты эксперимента» и не ввести никого в заблуждение двойственностью полученных результатов.
На промежутке длины запроса от 1 до 5 слов CTR растет. Это очевидно, т.к. с ростом длины запроса повышается и целевой характер аудитории, и релевантность документа запросу. При последующем увеличении длины запроса характер кривой изменяется, и CTR начинает падать. Возможно, это связано с понижением качества выдачи и релевантности документа запросу. Данных здесь не приведено, т.к. в этом диапазоне их немного и, соответственно, может быть значительная погрешность.
Вывод: имеет смысл продвигать "длинный хвост" запросов, не ограничиваясь псевдо-высокочастотниками. По данным Яндекса, 1/2 запросов имеет частотность ниже 30 ежемесячно. Рэнд Фишкин из SEOMOZ оценивает "длинных хвост" в 70 проц. Понятно, что пренебрежение массой СЧ/НЧ запросов обусловит ощутимую потерю охвата, и, как известно, масштабному недополучению трафика. К тому же, кроме лучшего CTR в выдаче, длинные запросы обеспечивают лучшую внутрисайтовую конверсию. Банально, но так. Однако общий уровень оптимизации и понимания - ниже необходимого уровня, так что нелишне повторить банальность.
Очевидно, что при существенной длине запроса разброс данных растет. По видимости, причина в изменении релевантности документа запросу.
Вывод: экономически целесообразно доводить документы до первого места в выдаче. Стоимость продвижения в рамках ТОП-10 изменяется не так заметно. Хотя, как известно, трафик сильно зависит от позиции. По этой причине разумно ставить и достигать цель - ТОП-1 по ключевым запросам.
Еще одна необходимый пункт - улучшайте сайты. Лишь создав на самом деле отличный веб ресурс, с множеством качественных и логично связанных документов, возможно рассчитывать на хорошую посещаемость по значительному числу запросов при разумных вложениях.
В завершение необходимо отметить, что данная статья - повод призадуматься над многими смежными вопросами. Продвижение – комплексная проблема, которая решается тем эффективнее, чем более широко на нее смотреть. В частности, многие недооценивают сегодня значение оптимизации контента или линковки, концентрируя внимание на чем-то ином, полагая, что можно обеспечить эффективное повышение позиций, не охватывая все аспекты проблемы в комплексе – однако это, разумеется, ошибочное мнение.
Дополнительная информация: